
Вернувшиеся в освобожденные города и села украинцы сейчас пытаются разыскать свое исчезнувшее имущество. И, как выясняется, то, что не утащили военнослужащие РФ, растащили уже свои, так как след украденных вещей ведет или же в соседние дома, или же в другие регионы Украины. В поиске похищенного возникают трудности, ведь полиции сегодня не до украденной техники или же драгоценностей.
Что в такой ситуации делают потерпевшие, выяснили Vesti.ua.
Не ждут помощи от полиции
Если хочешь найти свое похищенное имущество, нужно идти в полицию и подать заявление. В местах, где еще недавно велись бои, это большая проблема – живая очередь из десятков людей, которые не только подают заявления о пропаже имущества, но и фиксируют его повреждение. Впрочем, заявление не дает гарантии того, что его поиском кто-то будет заниматься. Как отвечают в полиции: не ко времени, других дел много. В то же время даже посмотреть на то, что уже изъяли у задержанных воров, не получается.
“Если что-то похожее будет найдено, мы вас вызовем на опознание. Пишите заявление”, – отмахиваются в полиции.
При этом граждане не понимают, почему нельзя посмотреть на найденное.
“Мэр Ирпеня заявил, что задержали мародеров, и показал, что у них изъяли. Там были набор инструментов – очень похожий на тот, который пропал из моего дома, а также ноутбук, наушники и прочая мелочь. Но в полиции мне сказали, что вещдоки никому не показывают. Очень интересно это все. Почему людям не отдать украденное у них имущество?” — интересуется Василий Сторожук из Бучи, дом которого обворовали после оккупации.
С поиском украденного – реальные проблемы, а ведь количество украденного даже сложно представить. Притом что не все потерпевшие еще заявили о похищенных вещах. Кроме частных лиц серьезно пострадали и предприниматели.
“Мой магазин хозтоваров обокрали дважды. Точнее, в первый раз вынесли много электротоваров, кастрюль и сковородок, даже скатерти и прочую мелочь. Второй раз, когда пришли – их спугнули. Они убежали ни с чем, оставив загруженную посудой корзину для белья. В полицию не ходила. Бесполезно. Все равно ничего не найдут”, – утверждает предпринимательница из Ирпеня Ирина.
Владелица кондитерского магазина, у которой мародеры украли рабочий ноутбук и дорогую кофемашину, тоже решила не заявлять, так как, по ее мнению, это бесполезное занятие.
А вот житель Бучи Дмитрий обнаружил свой украденный планшет в Бердичеве. И, как сообщает молодой человек, это произошло через четыре дня, после того как поймали воров, которые орудовали в его районе и в его доме. Он надеялся, что полиция его вызовет на опознание украденного, но не дождался.
И такие проблемы у всех, у кого украли вещи, а их немало. По сути, украденным у людей в Киевской области должен быть забит ангар, не меньше. Но все как будто испарилось. И полиции дела нет.
“Мне просто интересно: хоть что-то они найдут, хотя бы для галочки? И что с теми складами, которые якобы обнаружили в Стоянке и еще где-то? Как увидеть, как опознать вещи? Меня гоняют по кругу: полиция – к Маркушину, он – к полиции. А недавно вообще уже не стало информации ни о каких складах. Даже то, что просочилось, уже начинают скрывать. Как можно замять кражу такого масштаба? У половины города вещи были и исчезли”, – интересуется Артем Октябрев.
Ни один мародер не пострадал
В полиции Киевской области рассказали Vesti.ua, что с начала введения военного положения по 13 мая было открыто 338 уголовных производств по ч. 4 ст 185 УК Украины (“Кража, совершенная в большом размере в условиях военного положения или чрезвычайного положения”, что предусматривает срок от 5 до 8 лет). По 159 фактам лицам предъявлено обвинение. По факту открытого завладения имущества – грабежа – пять производств и пять подозреваемых. Также расследуется шесть разбойных нападений, шести фигурантам предъявлено подозрение, подчеркивают в Главном управлении Нацполиции Киевской области.
А как стало известно Vesti.ua из собственного источника в МВД, всего на протяжении периода с 24 февраля по 17 мая 2022 года начато досудебное расследование 8690 уголовных производств по так называемым мародерствам, а также другим статьям, связанным с хищением имущества у граждан.
По кражам (ст. 185 УК Украины) – 8267 дел. Больше всего в Черниговской – 641, Харьковской – 571, Днепропетровской – 562, Полтавской – 531, Киевской – 523, Одесской – 494, Львовской – 370, Кировоградской – 351, Винницкой областях – 310, в Киеве – 690.
По грабежам (ст. 186 УК Украины) – 289 производств. Лидирует Днепропетровская область – 38, далее Одесская – 24, Львовская – 19, Херсонская – 18, Запорожская – 17, Харьковская – 16, Полтавская области – 14, в Киеве – 38.
А вот разбоев (ст. 187 УК Украины) расследуется 134 уголовных производства. И больше всего в Запорожской области – 31. В Луганской – 19, Одесской – 10 и Днепропетровской – 8, Киевской и Херсонской областях – 6, в Киеве – 9.
В условиях военного положения с 24 февраля по 17 мая 2022 года сообщено о подозрении 2158 лицам. За кражи – 1889 фигурантам. Больше всего в Киевской – 178, Одесской – 173, Харьковской – 161, Днепропетровской – 157, Винницкой областях – 130, в Киеве – 171.
За грабеж под ответственность попали 197 лиц. В Днепропетровской – 32, Одесской – 22, Львовской – 14, Харьковской – 12, Житомирской, Винницкой, Черкасской областях – по 9, в Киеве – 27.
В разбое подозреваются 72 человека.
По результатам досудебного расследования в суд направлено 1244 уголовных производства, из которых по кражам – 1164. В деоккупированных регионах и в прифронтовых – ни одного. То есть за кражу имущества, за грабеж и разбой еще никого не осудили. Но при этом воровство процветает.
Сегодня украинцы стараются сами искать свои украденные вещи, которые рано или поздно всплывают как на площадках продаж, так и до сих пор находятся в чужих дворах. К примеру, в Киевской области, вернувшись домой, люди находят чужие автомобили, даже груженые ворованными вещами, ключи от машин и квартир, разные вещи – вроде наушников, пауэрбанков, даже ювелирные изделия и бижутерию – и сами ищут их владельцев. Кроме того, люди сами пытаются найти пропавшее, не теряя времени, и отмечают, что уже всплывает кое-что на сайтах продаж.
“К сожалению, сегодня на деоккупированных территориях кражи стали большой проблемой и полиция не справляется. Надо учесть, что сотрудников стало меньше: одни сбежали и не вернулись, другие ушли воевать. А дел наваливается много. Первоочередная задача – расследовать тяжкие преступления, совершенные в регионе захватчиками, а уже потом все остальные. Дайте время – и все наладится. Но есть еще одно препятствие. Одно дело, если похищенное осталось в регионе, и совсем другое – если оно было вывезено. В этом случае его сложнее выследить и изъять, так как мало кто сегодня будет отправлять сотрудника в командировку за украденным ноутбуком, скажем, из Киева во Львов, и там ловить вора или того, кто поможет на него выйти”, – отмечает адвокат Сергей Горобец.