
«Мы неоднократно говорили на комитете, что таможня – направление, за которое стыдно. Но мы не назначаем руководство таможни, мы можем только контролировать его работу. Последняя перезагрузка руководства таможни была вызвана тоже этим», – сказал он.
По словам нардепа, на таможне нужно провести ряд изменений.
«Первое – ввести очень жесткую военную диктатуру среди чиновников и иерархию. Убить клановость. Второе – обеспечить отсутствие правоохранителей на таможенных постах, являющихся частью коррупционной деятельности. Третье – введение общего транзита, когда есть единая база информации из ЕС и некоторых других стран», – объяснил Гетманцев.
Он подчеркнул, что такая система была предусмотрена на законодательном уровне еще в 2019 году, но не реализована до сих пор.
«Также нужны общие пункты пропуска с западными таможнями, сейчас открываем только один. Что еще? Ротации таможенников», – считает Гетманцев.
Он также раскритиковал эксперимент с привлечением к работе таможни студентов и участников боевых действий на Донбассе.
«Не нужны эксперименты. Нужны политическая воля, жесткая иерархия и определенные четкие действия, приводящие к положительному результату. Хотя я лично предлагаю давать возможность военным после победы переводиться на таможню вне конкурса. Безусловно, после соответствующей подготовки», – сказал нардеп.
Он озвучил идею платить таможенникам зарплату в зависимости от результатов работы ведомства.
«Таможня должна дать результат, а бизнес, люди должны отреагировать и сказать: «Да, действительно нам стало проще». На эти [изменения] нужно немного – два месяца. Тогда у нас будет моральное право платить таможенниками 30–40–50 тыс. грн, а не 8 тыс. грн, как сейчас. И мы должны дать таможенникам обязательства, что если будут изменения, то с третьего месяца они получат по-новому. Но пока на таможне бардак такого уровня, ты не имеешь морального права перед обществом говорить о повышении зарплат», – считает Гетманцев.
Контекст:
В апреле Гетманцев говорил, что именно сейчас, когда идет война с российскими оккупантами, нужно начинать «вычистку таможни».
Завершение реформы таможенной и налоговой служб является одним из условий для сотрудничества Украины с Международным валютным фондом.
Один из бывших руководителей таможни Павел Рябикин говорил, что идеальной таможню не сделать «ни за месяц, ни за год, ни даже за три года», а после увольнения из ведомства заявил, что реформировать ее не смог из-за отсутствия финансирования.
17 февраля, за неделю до масштабного вторжения России в Украину, в Офисе простых решений и результатов заявляли, что в Украине нет реформ, которые могли бы стать «залогом успеха и выхода из кризиса» на фоне российской агрессии. «Где реформа таможни?» – спрашивала, в частности, организация.